Книга художника — это произведение искусства, в котором автор прорабатывает не только содержание и иллюстрации, но и все остальные элементы книги; это своеобразный творческий метод, где книжная форма является основополагающим инструментом для самовыражения. В книге художника очень часто помимо визуального и концептуального ряда важную роль играют и слуховые, и обонятельные, и тактильные, а иногда и вкусовые ощущения.
Созданные в рамках этого направления произведения ориентированы в первую очередь на уникальность и индивидуальность. Книги могут быть самого необычного и даже странного вида: в форме шара, куба, цилиндра. Или состоять из свернутых в рулоны листов с разбитым на строфы текстом. А автором книги может быть не поэт или сказочник, а самый настоящий ветер.
Для создания книг художники используют различные техники и материалы в зависимости от идеи. Книга может быть сделана полностью вручную или выпускаться ограниченным тиражом, с использованием печатной графики, принтера, цифровой печати и других малотиражных техник. К примеру, тип печати, который совершенно остался в прошлом — это высокая печать, печать с высоких форм, допустим с цинкографии. Как ни странно, именно эта печать ценится больше всего. Художники стали использовать и совершенно некнижные материалы — пластик, стекло, камень.
|
Книжка под названием "FILOSOFO" |
|
Книжка в виде гробика "Love Poems to a Vampire" |
Авторы таких изданий работают в самых разных стилях, можно выделить два направления: классическая книга и трансформирующаяся, выходящая за рамки собственно книги в традиционном ее понимании. К первому относятся книги классической формы, ко второму — книги-объекты, книги-перформансы, книги-трансформеры, мэйл-арт книги, книги ленд-арт, реди-мэйд, медиа-арт.
- Художники, работающие над созданием книги классической формы, например, Виктор Гоппе, используют «немассовые» способы печати: шелкографию, литографию, высокую печать.
- В книгах-объектах, например, геометрических книгах, книжная форма становится скорее фоном самого объекта. Они могут не иметь ни бумаги, ни страниц — ведь пирамиды, испещренные идеограммами, египетские папирусы и наскальную живопись тоже можно считать авторскими книгами.
- Книги-трансформеры создаются в основном из гофрокартона с ручной вырубкой и вживленными в страницы самыми неожиданными предметами.
- Книги-перформансы превращаются в своеобразный спектакль. Так, художники Михаил Погарский, Андрей Суздалев и Ольга Хан создали двухметровую книгу «Изнанка вдохновений», выполнив пять ее страниц из целлофана. Для прочтения книгу приходится каждый раз собирать заново. Создание таких книг — это целая художественная акция. Как, например, книга «Картины ветра», которую писал настоящий ветер при помощи подвешенных на веревках кисточках — в нее вошли эти картины и видеофильм о том, как они писались.
- Художники, создающие мэйл-арт книги, рассылают подписчикам страницы в виде писем по обычной почте. Самый известный мэйл-арт проект осуществил Александр Кузькин, издав «Страдания юного Вертера».
- Развивается направление (медиа-арт), использующее как дополнение к «книгам художника» диски с песнями и видеоролики, логически продолжающие саму книгу.
- Книги в стиле лэнд-арт неразрывно связаны с природным ландшафтом, который использовался скорее как форма и средство создания произведения. Часто работы выполнялись на открытом и удалённом от населённых мест пространстве, в котором авторы оказывались предоставленными самим себе и действию природных сил.
- Реди-мэйд — техника в разных видах искусства (главным образом — в изобразительном искусстве и в литературе), при которой автор представляет в качестве своего произведения некоторый объект или текст, созданный не им самим и (в отличие от плагиата) не с художественными целями.
Все направления artist’s book находят свою нишу в современном книжном искусстве, однако искусствоведы, художники и коллекционеры нередко поднимают вопрос: можно ли считать книгой ее авангардные трансформации?
«Книга художника» как самостоятельное направление начинает активно развиваться на рубеже ХIХ-ХХ веков, хотя некоторые подобные издания можно найти и раньше. Примером могут служить и рукописные церковные книги, и светские рукописные альбомы, и библиофильские первопечатные фолианты, но настоящий революционный шаг в работе с книгой произвели футуристы. Они впервые стали использовать её в качестве инструмента для авторского художественного высказывания, а именно это и есть основная черта книги художника.
Несмотря на то, что книги создавались разными по духу авторами, постепенно формируются своеобразные принципы подобных изданий:
- Целостность книги как единого организма, где ни один из элементов, будь то текст или иллюстрация, не является самодовлеющим.
- Пластическое звучание книги, где художник определяет не только внешние и внутренние элементы оформления, но и формат издания, принципы подачи текста (если он есть), характер набора и шрифта, декоративную насыщенность страницы, то есть полностью весь дизайн.
- Книги от начала и до конца создаются или самим художником, или при его непосредственном участии и наблюдении.
- Эти издания находятся на стыке собственно книги и произведения изобразительного искусства, представляя интерес и с той, и с другой точек зрения.
- Важны принципы художественного оформления, архитектоника книги.
- «Книга художника» не должна ограничиваться формальными требованиями дорогостоящего по материалам и технике воплощения издания. Именно это дает возможность художнику почувствовать себя в книге такого рода максимально свободным, не скованным устоявшимися принципами.
|
"Сurious" |
|
"The Conversation" |
|
"Кто есть кто" |
|
"Пустяки" |
Сегодня жанр «Книга художника» получил широчайшее развитие во всем мире. Популярность жанра связана в первую очередь с его уникальностью. Российская книга художника, с одной стороны, унаследовала традиции французской «livre d’artiste», возникшей в начале XX века, а с другой стороны, английского понятия «Artist’s Book», появившегося в 1960-х годах. Но отличие русской книги художника от западной состоит в том, что русская книга так и не смогла стать явлением арт-рынка. Зависимость от вкусов собирателей, библиофилов, высоты и длины библиофильских книжных полок не только унизительна для художника, но превращает книгу художника в прикладное искусство. Но тем не менее в современном мире книга художника подстраивается под вкусы собирателей.
В жанре «Книга художника» работают многие российские художники, такие как: Михаил Карасик, Игорь Иогансон, Эвелина Шац, Леонид Тишков, Михаил Погарский, Дмитрий Саенко, Андрей Суздалев, Алексей Парыгин, Сергей Якунин, Валерий Корчагин, Евгений Стрелков, Гюнель Юран, Виктор Гоппе, Владимир Смоляр, Юрий Гордон и др. Вот примеры книг Михаила Карасика:
|
"Открытая книга". В виде двери с настоящей дверной ручкой |
|
"Поступь". Шелкографией на стельках напечатан текст |
|
"Рукавица". Собственно из настоящей рукавицы |
|
«Рыба». Окончание партии в домино |
В России можно встретить примеры издательств, ориентирующихся на уникальные книги. Прежде всего, это издательство «Редкая книга Санкт-Петербурга», выпускающее небольшим тиражом редчайшие по красоте и цельности издания, создающиеся при непосредственном участии крупных современных художников.
Насколько фантазия у людей развита! Мне книга-дверь понравилась..
ОтветитьУдалитьПосле таких творений хочется себе коллекцию!
становись библиофилом и начинай коллекционировать =)
ОтветитьУдалитьДля начала нужно наколлекционировать банкноты =)
ОтветитьУдалитьвидимо, про нумизматику сообщение ты делала?? =D
ОтветитьУдалитьЯ про то, что нужно иметь немаленький долларовый капитал, чтоб коллекционировать такие книги.
ОтветитьУдалитьну это понятно ))
ОтветитьУдалитьИ где люди идеи берут?!Я тоже так хочу=)
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьу тебя идеи не хуже возникают )) даже лучше =)
ОтветитьУдалитьСпс=)
ОтветитьУдалить