четверг, 22 декабря 2011 г.

Apple iPad и издательский бизнес: партнерство или соперничество?



  Феноменальный триумф iPad не стал неожиданностью – учитывая солидный опыт Apple в создании разрушающих стереотипы концепций (не только устройств!), он был вполне предсказуем. Напомним, что в первый же день официальных продаж компании удалось реализовать 300 000 планшетов, за неполную неделю это число достигло 450 000, а уже 30 апреля Apple рапортовала о проданном миллионном экзем-пляре iPad. IT Business week попробует проа-нализировать вли-яние iPad не столько на IT-индустрию, сколько на рынок СМИ.
  О перевороте, который Apple совершила в издательской индустрии, сегодня не говорит только ленивый. Еще в момент анонса функциональности устройства японские издатели предрекали серьезный кризис местного рынка, оценивающегося в $21 млрд. Отметим, что японские издатели фиксируют розничные цены – поэтому появление более дешевой альтернативы становится настоящей угрозой целой отрасли. Эксперты Nomura Holdings утверждают, что iPad способен перевернуть локальный издательский рынок – а если вспомнить, что уровень продаж электронных книг в Японии вчетверо выше, чем в США, то становится ясно, почему в стране восходящего солнца появление iPad восприняли без энтузиазма.



  Расставил точки над «i» Джун Хасебе, аналитик Daiwa Securities Group. По его словам, «есть большой шанс, что такие устройства, как iPad позволят авторам исключить издателей в качестве посредников».
  В то же время американские лидеры рынка электронных книг – Amazon.com и Barnes & Noble – столкнулись с обратной проблемой, когда даже при гибкой ценовой политике их деятельность оказалась под угрозой, исходящей от iTunes Store и непредсказуемых шагов Apple. По сообщениям не пожелавших представиться информационных источников, три должностных лица в упомянутых компаниях высказали предположение о возможности передачи контроля за ценами издателям, то есть, фактически, передачи в их руки эстафеты конкуренции с Apple.

  Ряд издательств, напротив, решил извлечь максимальную выгоду от появления нового канала доставки контента. Так издательство Penguin на днях провело презентацию детской литературы, оптимизированной для распространения посредством iPad. Ко многим книгам были добавлены интерактивные элементы, весьма эффектно смотрящиеся как в раскрасках для дошкольников, так и в учебниках по физиологии.

  Корпорация Zinio, являющаяся одним из лидеров в области цифровых издательских технологий, опубликовала промежуточные итоги использования своего приложения для iPad  Zinio Magazine Newsstand& Reader. Этот бесплатный сервис вошел в TOP-10 наиболее популярных iPad-приложений за первые две недели с момента появления в App Store. Отметим, что среди изданий, доступных для пользователей этого приложения, появились и российские издания: «Cosmopolitan», «Cosmo Shopping», «Men's Health», «Marie Claire», «Harpers Bazaar», «Psychologies» и др. Рич Маджиотто (Rich Maggiotto), президент и основатель Zinio комментирует: «Приложение Zinio для iPad дает пользователям мгновенный доступ к самой свежей периодике со всего мира, расположенной на наших прилавках. Наша платформа позволяет издателям и рекламодателям использовать в полной мере инновационные возможности и высокое разрешение iPad. Пользователи нового устройства теперь могут не просто пролистывать журнал, но ощутить его в новом качестве». Российский офис Zinio разделяет восторг основателя: «Новые цифровые технологии и устройства для чтения позволяют издателям стать более изобретательными и реализовать новые издательские возможности, сделать журналы более динамичными в буквальном смысле, — подчеркивает Руслан Хромин, вице-президент Zinio-Russia. — iPad — это устройство, которое способно переломить ход развития печатной индустрии». Отметим, что платформа Zinio предполагает использование одного приобретенного журнала на разных платформах – iPhone, iPad, Mac или PC.

  Газета New York Times, ставшая одним из первопроходцев в области доставки электронного контента на iPhone, обратила внимание и на перспективную рыночную нишу iPad. К официальному старту продаж было выпущено приложение для доступа к электронной версии издания с функциями просмотра видео прямо в текстовом материале. Вице-президент The New York Times Company Мартин Низенхольц (Martin Nisenholtz) торжественно объявил, что на платформе iPad газета выглядит «по-настоящему».

  В целом, бизнес-модель для традиционного СМИ, желающего выйти в онлайн, достаточно проста: издателю следует либо продавать собственное приложение целиком, либо брать плату за чтение конкретных материалов. Журнал GQ, к примеру, использует классическую схему – за $2,99 пользователь получает доступ к целому журналу. The Wall Street Journal предпочитает оплату за конкретные статьи, заинтересовавшие потребителя. Об эффективности обеих моделей можно будет судить лишь через несколько месяцев, а то и через год, когда накопится более релевантная статистика, чем традиционный бум, наблюдающийся после начала продаж.

  Раз уж зашла речь о News Corp. (владельце The Wall Street Journal), то будет уместно привести цитату главы корпорации Руперта Мердока (Rupert Murdoch), с пафосом заявившего, что будущее бумажных газет предопределено. По словам Мердока, через 10-15 лет бумажные газеты полностью исчезнут, а уже в течение ближайших двух-трех лет читатели обзаведутся полноценным доступом к прессе с мобильных устройств. Кроме того, Мердок полагает, что бесплатные новостные ресурсы стоят на грани исчезновения – и в самом ближайшем будущем пользователям придется платить за доступ к новостям и аналитике. В подтверждение своих слов глава News Corp. объявил о том, что в течение года сайты принадлежащих ему изданий (New York Post, The Times, The Wall Street Journal, Sun) станут платными.

  Индустрия отреагировала на заявления Мердока весьма скептически. Автор MediaPost Эрик Сасс привел в качестве примера устройство Amazon Kindle, также предназначенное для доставки цифрового контента. За 2007-2008 гг. было продано около полумиллиона девайсов – из этого числа пользователей на цифровую версию The New York Times подписались всего… 10 000 человек. Сасс убежден, что iPad станет катализатором развития лишь для книжных издательств, но никак не для индустрии СМИ.
  Впрочем, это не мешает ведущим издательским домам одному за другим объявлять о появлении iPad-версии своей продукции. За считанные недели с момента появления iPad в продаже издательский дом Conde Nast анонсировал «планшетную» версию журнала Wired, а также целого ряда популярных глянцевых изданий – GQ, Vanity Fair, Glamour, The New Yorker и др. Томас Уоллас (Thomas Wallace), редакционный директор Conde Nast откровенно признался, что издательство на сегодняшний день всего лишь изучает спрос на iPad-версии своей продукции – идет изучение рынка, определение правильной ценовой политики и, конечно же, переговоры с рекламодателями.
  Еще один потенциально прибыльный сегмент iPad-контента – учебная литература. The Wall Street Journal сообщил в маке, что ряд именитых американских издательств учебной литературы (Pearson Education, McGraw-Hill, Houghton Mifflin Harcourt K-12, Kaplan Inc.) подписали соглашение с компанией Scroll Motion о создании электронных версий учебных пособий специально для Apple iPad. Напомним, что Scroll Motion обладает достаточно весомой экспертизой в разработке подобных решений – именно эта компания создала Iceburg Reader для iPhone. Джон Лема (John Lema), исполнительный директор Scroll Motion убежден, что совместная работа с производителями учебников и, как следствие, глобальное распространение электронных учебных пособий откроет новую эпоху в системе образования.



1 комментарий:

  1. Палка о 2-х концах...не зря нас учат делать электронные книги:)

    ОтветитьУдалить