понедельник, 31 октября 2011 г.

Типы внешнего оформления книги

Классифицируя обложки, суперобложки, форзацы по принципу преобладания того или иного изобразительного элемента, можно выделить пять групп, в которых ведущим соответственно является:
  1. шрифт;
  2. орнамент или непредметно-декоративное оформление;
  3. предметно-тематическое изображение;
  4. символическое или эмблематическое изображение;
  5. сюжетно-тематическое изображение.
Шрифтовой и орнаментально-декоративный тип оформления косвенно отражают содержание. Другие типы оформления, благодаря конкретности образа, который лежит в их основе, более тесно связаны с темой книги.


Шрифтовой тип оформления
Главная функция шрифта — в условной графической форме фиксировать обозначение звуков алфавита. Шрифт всегда содержит в себе большие потенциальные возможности для выявления эстетических качеств, главным образом архитектонических. Ритмическое построение буквы, связь ее с другими знаками, образующими слово, — сложная художественная задача, решение которой требует большого опыта и развитого эстетического чувства.

Акцентирующие элементы. Под этим термином подразумеваются элементы шрифта, которые позволяют дизайнеру выделять в шрифтовой композиции наиболее существенные (с точки зрения смысла) слова и фразы в тексте переплета, обложки, суперобложки или титула.
К акцентирующим средствам можно отнести: варьирование размера букв, их наклона и начертания; изменение цвета и фактуры букв, порядок разбивки слов текста по строкам и т. д. Акцентировка текста необходима не только при индивидуальном оформлении обложки и переплета, но и тогда, когда оформление производится набором.
Ассоциативно-смысловые элементы. К этому понятию относятся такие качества шрифта (гарнитура, рисунок шрифта, его цвет, контрастность и рельефность), при помощи которых дизайнер может вызвать у зрителя представление о характерных особенностях, присущих данному произведению. Например, указание на эпоху, о которой повествует книга, на ее национальные черты, на связь с каким-то определенным явлением и т. д.



Орнаментальный тип оформления
К сожалению, сегодня орнамент почти исключен из практики книжного оформления и мало применяется для декора переплетов и обложек. Он с успехом используется только при создании обложек для книг определенной тематики (например, для антологии национальных литератур или книг по прикладному искусству, кустарным промыслам, художественным ремеслам и пр.). Зато как вспомогательный элемент он очень широко применяется на сторонке, форзаце, корешке и на прочих элементах, когда не ставятся задачи прямого отражения содержания.

Орнамент почти всегда создается на тематической основе — мотиве, который является не чем иным, как декоративным отражением реальных форм окружающего нас мира — цветов, животных, предметов. Он также может состоять из геометрических линий, фигур и т. п. Орнаментальные мотивы, таким образом, неравноценны с точки зрения их тематической сущности.
В последние годы дизайнеры пробуют вводить в книгу неорнаментальные декоративные бессюжетные элементы, которые приобретают смысл только в связи с содержанием оформляемой книги. В таких решениях делается попытка при помощи фактуры, цвета, ритмической организации пятен, полос, линий добиться образных ассоциаций с произведением. Особенно часто этот способ используется при оформлении художественной литературы, в частности поэзии, где обобщенность образа, его поэтическая ткань заставляют отходить от конкретности реального предметного мира в сторону эмоциональных образов.



Предметно-тематический тип оформления
К нему можно отнести оформление книг на обложках, титульных листах, форзацах и прочих элементах, на которых изображен какой-либо объект, несущий информацию о теме книги. Чаще всего такой рисунок играет второстепенную роль, иллюстрируя название, но иногда изображение объекта становится основным, ведущим элементом композиции.

Будучи главным инструментом тематической связи с произведением, предметно-тематическое изображение может иметь различную степень обобщения, быть по-разному построенным, решенным с использованием различных художественных материалов. Решающим фактором, от которого зависит характер предметно-тематического изображения на обложке, суперобложке или форзаце, почти всегда является мера наглядности и достоверности изображения, зависящая от характера издания. Особенно часто предметно-тематические изображения применяются для оформления изданий познавательной литературы: научных и тематических изданий, справочников, определителей, учебников, книг по искусству и т. д.
Научная, научно-популярная литература, книги по искусству, учебники и т. д. допускают пояснение названия прямой иллюстрацией — предметным изображением. Во многих случаях может использоваться фотография, дающая максимальную документальность и точность. При этом ни в коей мере не снимается требование художественности общего решения.


Символический тип оформления
Символ относится к той категории образных явлений, в которых жизнь отражается преломленной через призму понятий или идей. Это позволяет объединить в одну группу те элементы внешнего оформления книги, которые строятся на символическом отражении связей с содержанием произведения. Природа символа предусматривает, с одной стороны, иносказательность, некоторую метафоричность, а с другой стороны — наличие скрытой под предметной формой идеи или понятия.
Существуют, как известно, и графические символы, абстрагированные от реальных предметных форм. Большинство этих символов выполняют служебные функции в различных областях науки, техники, общественной жизни. Таковы математические символы, дорожные знаки, условные топографические обозначения и т. д.
Искусство книги может использовать те или иные качества символа, позволяющие воплощать разнообразные идеи и понятия, прямое чувственно-образное выражение которых затруднено или вовсе невозможно.
Наряду с символами в книжном оформлении применяются и эмблемы (официально принятые, традиционно установленные выражения в виде знака). Они во многих случаях тоже являются тематическими: якорь — эмблема надежды, чаша со змеей — эмблема медицины и пр.
Символическая и эмблематическая формы особенно часто могут применяться для оформления художественно-публицистических сборников, посвященных какой-либо общей теме, то есть там, где сам характер книги заставляет дизайнера идти по пути больших обобщений.



Сюжетно-тематический тип оформления
Такое оформление строится на выражении связей с тематической основой произведения при помощи конкретных образов. Под сюжетом в данном случае подразумевается развитие или возможность действия. Сюжетно-тематическое изображение — это чаще всего композиционный рисунок, содержание которого может быть самым разнообразным и зависит от того, что извлекает дизайнер из книги. Таким же образом обычно строится книжная иллюстрация, но она, как правило, связывается с каким-то конкретным эпизодом, в то время как сюжетно-тематический рисунок на обложке относится чаще всего ко всему произведению.
На обложку могут быть вынесены различные изображения: портрет героя, жанровые сцены, пейзажи и т. п. в условно-обобщенном или, наоборот, в подробном, иллюстративном изложении. Сюжетно-тематический рисунок является наиболее развитым способом связи оформления с литературным произведением. Широкие возможности для сюжетно-тематической формы выражения идеи и темы дает детская и юношеская художественная литература.



Заключение
Эти пять основных типов оформления обложки, разумеется, не охватывают всего многообразия возможных сочетаний различных оформительских средств, которые используются дизайнером книги. Смешанные типы оформления встречаются значительно чаще, чем «чистые», указанные здесь типы. Еще одно важное обстоятельство, которое следует всегда учитывать при анализе конкретных образцов, — это то, что они строятся комплексно. Дизайнер может в своей работе использовать для оформления весь арсенал образных решений, о котором мы говорили, — от шрифта до сюжетно-тематического изображения. При этом он должен чувствовать соотношение возможностей каждого из средств художественного оформления. Решая каждую конкретную задачу, дизайнер находит соподчинение между однородными элементами композиции, выдвигает на первый план ведущий элемент, с помощью которого раскрывает образную связь с содержанием.



Источник:
http://www.compuart.ru/article.aspx?id=9085&iid=380#begin


Комментариев нет:

Отправить комментарий