понедельник, 3 октября 2011 г.

Культура издательского бизнеса: есть ли она в России?


Несмотря на то, что издательский бизнес считается едва ли не самым прибыльным в мире, в России он оказался в патовой ситуации. Рост доходов формируется за счет количественного прироста выпускаемой продукции и увеличения цен на нее. Вполне естественная финансовая политика, однако, в свете низкой востребованности книг среди людей, доходы от этого не увеличиваются. Результат - на российском книжном рынке очевидное перепроизводство продукции.

На книжных полках страны умещается не более 30% всей выпущенной продукции. А остальное? А остальное лежит на складах и ждет своего часа. Вот такой у нас бизнес и такое налоговое регулирование – раньше покупатели за ценным томиком вставали в очередь, а теперь книги пылятся в ожидании своего звездного часа.
Теперь перед книгоиздателями и распространителями стоит не легкая задача – не сдавая темпов, суметь реализовать всю свою продукцию.

"Каждый извивается, как может. Кто не согласен с условиями игры - уходит в сторону. Акции, дисконтные карты, распродажи «Все по 40» - все это помогает очистить склад от излишек, обеспечить быстрый оборот. Если вовремя не продать все накопленное, образуется тромб, тогда розничную сеть ждет полный коллапс", - прогнозирует PR-директор одной из крупнейших в России розничных сетей "ТОП-Книга" Вячеслав Ухов.

Плюс дает выпуск специальной литературы, нацеленной на определенные слои населения. Неплохой ход. Какая женщина пройдет мимо книги о самом наболевшем? О том, как похудеть навсегда? Как современный индустриальный житель откажет себе в возможности разобраться в сложностях экономики, не напрягая мозга? И не купит очередного антикризисного романа?

"Коммерческая литература была всегда. При СССР это была заказная литература партии. Сейчас наблюдается высокий спрос на коммерческую литературу: популярные триллеры, любовные романы. Многие писатели бестселлеров, которых и писателями трудно назвать, пришли в литературу, чтобы пером зарабатывать себе на жизнь и писать именно те книги, которые пользуются спросом. Есть авторы, которые пишут, для того чтобы писать. Но спрос на хорошую книгу сейчас скорее вторичен», - комментирует сложившуюся на рынке книгопредложений ситуацию писатель-беллетрист Михаил Веллер.

Его мысль подтверждает представитель издательства АСТ: "Многие проекты сейчас делаются конкретно под потребителя: специалисты выбирают тему, которая в данный момент интересна читателю и грамотно ее развивают".

Но даже PR-кампании, устроенные и крупнейшими и небольшими издательствами и книгораспространителями, слабо помогают исправить ситуацию. Цены на книги продолжают расти, не давая покупателям возможности приобрести все желаемое.

Бешеные гонорары, рекламные акции, дорогая бумага – все это стало поводом для инфляции на книжную продукцию. Но есть еще одна проблема, ставшая камнем преткновения для издательского бизнеса.
Русские книги из-за кордона

Для развития издательского бизнеса постарались сделать все – ввели льготный НДС на импорт готовой печатной продукции в страну, отменили всякие пошлин на ввозимые из-за рубежа книги. Лишь бы продукт полиграфической промышленности продолжал жить и распространяться, лишь бы люди читали. Но инфляция не сбавляет своих темпов.

По словам вице-президента Российского Книжного Союза Нины Литвинец, на рост цен на книжную продукцию влияют несколько факторов: "Большинство книг печатается за рубежом, и колебания валютного курса, разумеется, отражаются на цене; в России не производится качественная мелованная бумага, импорт ее с каждым годом обходится все дороже; инфляция в нашей стране коснулась всех товаров, и книги тому не исключение".

Вопрос о легкомелованой бумаге – отдельная, самая больная тема отечественного книжного рынка. Исполнительный директор Московского Полиграфического Союза Елена Головина, подтверждает, что отсутствие этого сырьевого материала на отечественном рынке является чуть ли главной причиной нынешних финансовых бедствий российских издательств. По ее словам операторы рынка неоднократно обращались к властям с просьбой отменить ввозные пошлины на мелованную бумагу. А еще… «Основной причиной кризиса российской полиграфической промышленности стало введение заградительных пошлин и полной ставки НДС именно на импорт мелованной бумаги. Ввозить импортное сырье невыгодно, но и собственного бумажного производства в стране нет. В итоге, себестоимость печати в России из-за пошлин на бумагу оказывается на 20-25% выше, чем за рубежом. Разумеется, книги печатают в тех странах, где есть качественная бумага. Тем более, готовая печатная продукция в Россию попадает беспрепятственно. Такая налогово-тарифная политика ежегодно выводит из страны заказы на сумму более 600 млн. долларов, а вместе с ними и инвестиции в отрасль», - пояснила Головина.

Однако, по мнению тех же экспертов издательского бизнеса, стоимость книжной продукции на территории нашей страны намного ниже, чем на Западе. "В Европе за счет достойных авторских гонораров, бешеной наценки издательств, оптовиков и розницы готовая книга подскакивает до 15 евро, а в России – 2,25. Аналитики полагают, что розничная цена на книгу будет увеличиваться на 15-18% ежегодно. Другого выхода у издателей нет, иначе развитие рынка пойдет по нисходящей", - объясняет ценовую политику, которой придерживаются российские издательства, Борис Есенькин.

А иностранцев, приезжающих в Россию, вообще удивляет то факт, что российские издательства могут позволить себе выпускать книги в твердом переплете! "В Европе книга стоит 10 евро, и она в мягкой обложке. Мировые цены на книги значительно выше, но наш покупатель привык к доступному товару", - заявляет руководитель пресс-службы ТД Книги "Москва" Мария Ненахова.

В случае если цены на российском книжном рынке поднимутся до уровня европейских, то люди вообще перестанут приходить в магазины. О какой интеллектуальной покупке может идти речь, когда средняя зарплата в нашей стране в шесть раз меньше, чем в Евросоюзе.

Что же остается делать владельцам книжных сетей и издательств? Чего нужно ожидать обывателям, которые все еще предпочитают честно покупать книги в магазинах, а не скачивать их из Интернета?

По словам Вячеслава Ухова, остается только ждать: "Цель издательств сейчас - не срывать большой куш, а суметь удержаться на рынке долгое время. Для этого необходимо сохранять связь с покупателем, а не ущемлять его интересы".

Источник: K2Kapital

Комментариев нет:

Отправить комментарий